середу, 14 березня 2012 р.

Мартовский снегоблуд

Когда-то я в отчете о восьмомартовском походе  написал: "Что самое замечательное в весенних поездках в Крым? Конечно же то, что за короткое время несколько раз попадаешь из одного времени года в другое. Из харьковской слякоти – на ЮБК с цветущими абрикосами, оттуда – на почти по-зимнему заснеженную яйлу".
А вот не тут-то было!
В этом году никакой особой смены времён года не наблюдалось, хотя и ходил я по почти тем же местам, что и в упомянутом отчете. Изначально я думал пойти на Ю.Демерджи, а затем на Караби. Но прогноз для Караби (до -16 ночью) настолько меня напугал, что я решил поехать в более тёплую часть Крыма - Ласпи. А уж оттуда двигаться в направлении Ай-Петри, постепенно "понижая градус" (Для Ай-Петри прогноз обещал всего лишь до -11 ночью).
Однако, выйдя из автобуса на этой более тёплой Ласпи, я обнаружил, что там лежит сантиметров 8 пушистого снега. К счастью, до меня кто-то уже пошёл наверх, на скалу Ласпи, избавив меня от необходимости от поиска тропы, которой на моей карте не было.




Снег, солнце, снег, солнце... на этом подъёме я очень пожалел, что перед походом не тренировался. Перед предыдущим хоть немного размялся, а в этот раз прохалявил полностью. Тем не менее, на скалу Ласпи я вскарабкался, тщательно топча ступени для людей, чьи голоса слышал сзади. Пощелкав во все стороны фотоаппаратом, пошёл вниз, повстречавшись на пути с этими голосами. Как оказалось, они подложили мне небольшую свинью - не пошли по моим следам, а натоптали дорогу правее, в более опасном месте, куда я по невнимательности и забрёл по их более глубоким следам. Ну и ладно, вам же хуже спускаться потом.







На перевале, с которого спускается тропа к Сарычу, было много людей, гуляющих налегке. Попетляв немного между ними, я нашёл в снегу следы, которые, как мне тогда показалось, уверенно направлялись в нужном мне направлении - поверху в сторону Байдарских Ворот. Снега здесь уже было сантиметров 20-30. Однако, оказалось, что эти следы проложили пятеро ребят, которые не знали о существовании в 200-300 метрах левее дороги и шли по кустам, руководствуясь интуицией. Выйдя в конце концов на дорогу, я дальше прокладывал уже свои следы, поначалу довольно путанные, так как хотелось увидеть ВСЁ. Но ходить по снегу тяжеловато, так что в конце концов я пошёл примерно параллельно краю яйлы.










 Мамонтёнок



Спуск с яйлы к Байдарским Воротам вызвал неожиданные сложности. Тропу под снегом не было видно, не было видно и наличие под снегом неровностей, позволяющих поставить ногу. В конце концов самым быстрым и безопастным оказалось спускаться не траверсами, а напрямик вдоль углублений, где снег был гораздо глубже и либо можно было по нему идти не доставая до земли, либо глиссировать по этим сугробам.
После перевала яйла была уже не такой интересной. А может, я просто устал уже. Чем ближе к Чёртовой Лестнице, тем меньше было проталин, тем глубже были сугробы, и тем чаще приходилось петлять, чтобы обойти обрывы. Уже на подходе к Лестнице я нашёл-таки под снегом дорогу, но именно в том месте, на повороте, ветром намело сугробы высотой метр-полтора, так что двигаться стало не легче. Солнце садилось, силы заканчивались, и в конце концов я остановился на ночёвку толком даже не выбирая место. Отошёл буквально на 30 метров от дороги, примерно  напротив Чёртовой Лестницы.


Попель оказался не самой удобной лопатой, но принятые внутриглоточно полторы кружки приготовленного сливового компота помогли дорыться до земли на достаточно большой площади, чтобы стала палатка. Правда, в этом месте снега было всего сантиметров 35, но нижние 15 были плотные, смерзшиеся. Ночью ничего примечательного не было.

С утра было пасмурно, сыпал легкий снежок. Оказалось, что я заночевал не дойдя буквально 200 метров до стоянки Мердвень. От стоянки я по чьим-то следам пошёл вниз вдоль балки Босая. Фотографии из неё получились какие-то серые, абсолютно не передающие моего на тот момент настроения. 










Почти никого не встретив (кроме одной группы из 3 человек), спустился в село и пошёл в направлении Узунджи. По пути встретил довольно много отдыхающих, видимо проживающих в гостиннице Узунджа или приехавших на машинах/автобусах. Пока я обедал, устроившись на камнях да берегу реки, мимо в Узунджу прошли две группы экскурсантов.
В Узундже было... мокро :). Ходил, рассматривал всякие сосульки, потоки, камни... Где-то 2 с половиной часа это заняло.













В конце Узунджи я оказался минут за 50 до заката. Решил воспользоваться оставшимся светлым временем и двинулся практически по азимуту в направлении М. Бабулгана. Снега в лесу было не меньше полметра, кроме косуль там до меня снег никто не топтал, а косули ниже ростом и шастают под ветками, под которыми я и рюкзак не помещаемся... в общем, через пол часа устал как собака, а продвинулся всего на несколько сот метров. Плюнул и выгреб на дорогу, которая шла к Ай-Димитрию. Снова остановился чуть в стороне от дороги, на этот раз не дойдя метров 200-300 до лесника. О леснике я узнал не сразу, а когда уже вырыл место под палатку - весь вечер, примерно раз в час, он ходил по окрестностям и звал какую-то Малышку. Меня он то ли не замечал, то ли имел желания общаться не больше, чем я.
На утро было солнечно. Пока не вылез из палатки, над ней звучали какие-то незнакомые птичьи голоса.
Уже не помню всех причин, но я решил не идти через Бабулган на Ай-Петри, даже не проверил, идёт ли туда от лесника дорога. Решил вернуться к Скельской и от неё через Карадагский лес подняться к Спирадам, а дальше - к Ат-Башу. Сперва пошел по накатанной дороге в сторону нижней части Узунджи, обходя каньон с севера.  Недалеко от дороги стояла палатка, и проживающие в ней два мужика сказали, что дорогу накатал лесник, и что она идёт до Новобобровского, а спуск к началу Узунджи не протоптан. "Ну что же, значит, пойдёте по моим следам". Впрочем, топтать на спуске оказалось несложно. Перед самой Узунджей встретил парня и девушку, шедших с рюкзаками мне навстречу. Ну, теперь там просто шоссе будет :)





На месте вчерашнего обеда с удивлением обналужил, что за ночь выпало сантиметров 8 снега, хотя на Ай-Димитрии ночью снега не было вообще.
Возле Скельской я нашёл-таки проталину, на которой было пять шафранчиков, один из них даже распустился - единственный, который я увидел за все 4 дня похода. Такая вот весна, такое вот 8 марта.

Пока я пыхтел на подъёме к Карадагскому лесу, навстречу прошло много людей, вроде бы без рюкзаков, но как минимум одна девушка была с ледорубом. Наверх помимо меня шли только четверо ребят с рюкзаками (как я узнал позднее, из Севастополя). При приближении к стоянке "Карадагский лес"натоптанная в снегу тропа постепенно превращалась в череду дыр под ноги. Чтобы пообедать, я отошёл от тропы метров на 15 в сторону, за камни, проваливаясь в снег почти по пояс. Есть особо не хотелось, но после довольно крутого подъёма и мартовского солнца очень хотелось пить.
Тем временем севастопольцы обошли меня. Пообедав, я прошёл через стоянку и пошёл дальше - вверх. Поначалу я не заметил резких перемен, но догнав севастопольцев узнал пренеприятнейшее известие - на стоянке следы закончились и я уже пол километра топаю по их следам. Обошёл их и начал тропить. Через некоторое время оглянулся - никого сзади нет. Тропил дальше, пока не выдохся. Дождался севастопольцев (первый из них почему-то не шел по моим следам, а тропил всоё). Дальше какое-то время тропил севастополец, потом они снова задержались, а я пошёл вперёд.
На выходе на яйлу я понял, что "бобик сдох" и больше я сегодня тропить не смогу. До захода солнца было уже не долго, надо было что-то решать. Догнали севастопольцы, сказали, что сейчас уже будут искать место для ночлега. Я упал им на хвост и заночевал рядом, посушившись возле их костра (для костра они вырыли яму в метровом слое снега).


С утра было непонятно, что делать дальше. У меня это был последний день, вечером поезд. Севастопольцы же никуда не спешили, да и вообще им на Ат-Баш не нужно было. Я решил попробовать пару часиков потропить в сторону Спирад и дальше на Ат-Баш, и, если будет идтись слишком медленно, вернуться в Родниковое (по словам севастопольцев, последняя маршрутка в 17-30). А если наверху станет легче, то идти через Ат-Баш вниз на трассу Ялта-Форос.
Первые метров 200-300 от стоянки были ужасны. Снег стал глубже, чем в предыдущий день. С дороги сбились ещё вчера, когда искали место для стоянки. Несколько раз я проваливался глубже, чем по пояс. Пару раз, пытаясь вылезти из-под снега, не мог упереться в треккинговые палки, потому что не доставал ими до земли. При этом постоянно блудил между карстовыми впадинами и кустами. Но постепенно, по мере подъёма, лес становился пореже, снег плотнее, и плавание в снегу постепенно перешло в ходьбу с ныряниями, затем стало возможно очень нежной и плавной походкой идти почти не проваливая наст, и, наконец, на Спирадах снега с южной стороны вообще не было. Правда, как оказалось, я рано радовался. Большая часть пути до Ат-Баша шла по северному склону (с юга обрыв), и там снега было предостаточно. Но, во-первых, там появились вчерашние следы (поначалу больше мешавшие), а во-вторых, после того, как я нанырялся возле стоянки, провалами чуть глубже чем по колено меня уже сложно было вернуть в Родниковое.











С Ат-Баша вниз вели следы, дорогу не было видно. Так что пришлось понырять ещё и тут и времени на это ушло столько, что я решил не отвлекаться наобед, а побыстрее выбираться на шоссе.
Где-то за пол километра до шоссе снег пропал, его сменила грязь. Даже жалко немного было.
На шоссе спрятал палки, "фонарики" и фотоаппарат и на крейсерской скорости направился в сторону Симеиза. Оказывается, "по ту сторону Симеиза" очень живописное побережье! В концев концов к одной из остановок я пришёл одновременно с автобусом и... на этом поход можно считать закончившимся.

2 коментарі:

  1. На фото присутствует хитрым образом установленный тарптент?

    ВідповістиВидалити
  2. Ну почему хитрым? :)
    На первом снимке снег снят до земли, земля под снегом не промёрзла. На втором снега порядка 1 метра, четыре ветки используются вместо колышков, и ещё две вставлены в темляки палок (на случай, если палки решат провалиться в снег).

    ВідповістиВидалити